Продажа без продавца или вендинг в действии
Продажу товаров через торговый автомат на западе называют «вендинг» (vending). Этот термин сегодня часто звучит и в нашем обиходе, а его смысловой перевод можно трактовать как «автоматическая торговля». Оказывается, идеи автоматической торговли не новы, они посещали еще наших далеких предков. Торговый автомат в его наиболее ранней форме известен уже со времен древнего Египта. Это «ноу-хау», описание которого сделано александрийским математиков Героном в 215 году до Рождества Христова, применялось в храмах для продажи святой воды при опускании в автомат монет. И хотя история умалчивает о детальном механизме работы такого устройства, здесь важна сама идейная составляющая подхода к предпринимательству.
История современных торговых аппаратов, конечно, короче, но и она уже насчитывает более ста лет. Механические комплексные торговые автоматы (или «вендоры») появились в начале прошлого века в США. Эти устройства продавали конфеты, жевательную резинку, сигареты. В пятидесятых годах минувшего столетия автоматы уже наливали сок и воду в стаканчики, а также сами готовили кофе и чай. Сегодня торговые автоматы широко распространены во всем мире. В странах ЕС их около восьми миллионов, в Японии – около шести, а в США – более 7 миллионов.
Наиболее запомнившимся примером вендинга во времена СССР были автоматы по продаже газированной воды, которые были широко распространены на всей территории великого и нерушимого союза. Отсчет новейшей истории «автоматической торговли» в Украине начался с середины 90-х годов, когда, с одной стороны на рынок пришли международные компании, для которых такой вид торговли – привычное дело, с другой стороны, отечественные предприниматели стали присматриваться к этому новому для них виду бизнеса. По-видимому, интерес был не только умозрительный, так как вендинг в тот период начал стремительно развиваться и набирать обороты.
Сегодня развитие технологий позволяет производить все более разнообразные и «умные» машины, расширять круг продаваемых торговыми автоматами товаров. Из последних новинок стоит особо отметить автоматы по очистке и продаже питьевой воды, которые принципиально отличаются от остальных вендинг-машин: автомат не просто продает и разливает воду, но является, по сути, «мини-заводом» по производству самого продукта с минимальным участием человека. Современное оборудование, которое находится внутри корпуса автомата, позволяет получить на выходе высококачественную воду из обычной водопроводной. Владелец автомата должен обеспечить только изначальный подвод коммуникаций и периодически обслуживать автомат. Для потребителя преимущества такого автомата так же очевидны: питьевую воду можно приобретать по более приемлемой цене, не оплачивая затраты производителя бутилированной воды на логистику, производство упаковки, маркетинг и другие составляющие ценообразования.
Сейчас перспективы вендинга воды в Украине выглядят весьма радужными. Рынок быстро растет, наполняется новыми действующими лицами. С недавних пор автоматы по очистке и продаже питьевой воды начали производиться отечественными специалистами... Приятно то, что такие продукты могут и составляют более чем достойную конкуренцию аналогичным, произведенным в России, Китае или Тайване.
Журнал «Вода и водоочистные технологии» №4(58) – август 2011